|
|
|
|
... До чего может быть доведено у учащихся живописи непонимание сути этого искусства. Мне вспомнилось, что в натурном классе Академии художеств при мне был один ученик, который составлял на палитре цвет для световой и теневой стороны какой-нибудь части тела несчастного натурщика, позировавшего в классе, затем мазал в соответствующем месте натурщика этим цветом, чтобы убедиться, что цвет подходит. Другой дома составлял три цвета: для света, тени и рефлекса; придя в класс, этими тремя красками замазывал рисунок. И это делалось в натурно-этюдном классе Академии, многие из учеников которого перешли из провинциальных художенственных училищ, где они также изучали живопись по натурщикам в этюдных классах. Ученики натурного и этюдного класса Академии пользовались, между прочим, правом поступления в так называемые „нормальные классы рисования при Академии художеств". Оттуда они выходили преподавателями рисования в средних учебных заведениях. Каковы же должны были быть профессора и преподаватели, обучавшие таким образом учеников!.. До чего неувлекательны и скучны были первые занятия в Академии художеств и до чего их было мало. В гипсоголовном и гипсофигурном классах живописи не было совсем. Рисовали же мы только с гипсовых голов в гипсоголовном и с фигур, слепков со статуй в гипсофигурном классе от 5 до 7 вечера. Утренние часы, до 2 —3 часов дня, посвящались лекциям по истории искусства, пластической анатомии и перспективе. У нас была такая жажда по упражнениям в живописи, что мы, несколько человек из фигурного класса, сговорились, наняли помещение в подвале одного из домов по 3-й линии Васильевского острова, стали брать модели, писать и рисовать. Только с переводом в мастерскую Репина, когда мы все время, с утра до позднего вечера, тратили на рисование и живопись, только тогда дни стали интересны и увлекательны26. ... Мы сами находили себе занятия: я, например, ходил рисовать в манекенный класс. Там кто-либо из профессоров обучал драпировке на манекене. Для этого вылепливалась фигура в половину человеческого роста, формовалась, и на эту фигуру ученик должен был положить мокрые, намоченные в крахмале, драпировки; когда они высыхали, получались замечательно красивые вещи; лучшие из них сохранялись и ставились внизу, за скульптурным классом, под стеклянными колпаками. Ходил я рисовать и в акварельный класс Альберта Бенуа27 и даже получил серебряную медаль28. ... На науки теоретического курса, который ученики классов Художественного училища проходили параллельно с занятиями по искусству, мы смотрели , весьма, можно сказать, небрежно. Я, например, так как у меня было желание поскорее учиться живописи и рисованию (в Академию я поступил после университета и был старше многих товарищей), на эти науки настолько мало обращал внимания, что меня на третий год моего пребывания в Академии выгнали. Я приезжаю после каникул, а инспектор Бруни29 Николай Александрович говорит мне: „А вас, Кардовский, исключили за неуспех в науках". Я спрашиваю: „Что же мне делать?" „Вы, — говорит, — возьмите медицинское свидетельство, что были больны". У нас был милейший доктор Фейд. Черный, худой, чахоточный, с надвинутыми на лоб очками. Посмотрел на меня: „Вы где были?" А я после лета приехал здоровый, загорелый, — жил в деревне. Я говорю: „Во Владимирской губернии". „А там место сухое?" „Прекрасное, сухое, высокое". „Ну, я вам напишу — ревматизм конечностей". И меня опять зачислили. Мне пришлось сдавать экзамены. Зачеты у меня были для приличия, а все науки я сдавал потом, когда приехал из Мюнхена, сразу... Во время ученья в Академии художеств нам вовсе не преподавалась техника живописи. Мы не изучали допустимые и недопустимые смеси красок, разбавители, лаки. При рассматривании картин в Эрмитаже, естественно, возникали вопросы техники. Наши профессора нам ничего не сообщали из этой области, а интерес к этим вопросам бродил, и мы проделывали разные пробы прямо наугад, случайно. Помню, - это было уже в мастерской И. Е. Репина, — как-то приходит в мастерскую Д. А. Щербиновский31, приносит и ставит на полку мольберта баночку с какой-то густой, прозрачной жидкостью. Все делают вид, что ни капельки не заинтересованы; между тем, стоило Щербиновскому выйти из мастерской — набрасываются на таинственную баночку и пробуют на холст, на палец, нюхают. Это был всего-навсего венецианский терпентин — жидкая смола, одна из слабых и быстро портящих живопись. Приехав в Россию из Мюнхена, где мы в компании с И. Э. Грабарем и А. Г. Явленским32 довольно много изучали вопросы техники масляной и темперной живописи, будучи уже профессором мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств, я застал такую же неподготовленность в деле техники живописи среди учеников мастерской, и мне пришлось, насколько я сам знал это дело, открывать моим ученикам глаза на технические вопросы, начиная с самых элементарных. А уж когда я был самостоятельным профессором, руководителем мастерской, по постановлению Академии при училище основана была мастерская техники живописи, которую вел Д. И. Киплик и в которой могли получать знания не только ученики Высшего художественного училища, ной все интересующиеся этими вопросами художники. В этой мастерской — она существует и по сие время — изучались вопросы грунтования холстов, стен, техники масляной, фресковой, темперной живописи, причем тут же, в мастерской, можно было проводить практические упражнения... Сегодня в газете „Советское искусство" я прочел статью Коваленской, посвященную „Академиям трех знатнейших художеств"; между прочим, в этой статье совершенно резонно отдается должное хорошему, мастерскому рисунку Лосенко34, Шебуева35, Егорова36, Брюллова. Оно и неудивительно, так как обучение рисунку гало таким образом: сперва срисовывание с оригиналов — рисунков, гравюр, картин, затем с гипсов и только потом — с натуры в натурном классе, где начиналась и живопись. Вот, очевидно, остатком этой системы и был тот порядок, который существовал и при мне в гиисоголовном и гипсофигурном классах. Естественно, что при таком обучении рисунку вырабатывался канон, который и назывался „академизмом". Когда с детских лет срисовывали с определенного академического характера образцов, потом рисовали с гипса того же академического характера и даже, рисуя с натуры, приделывали натурщикам античные детали: кисти рук, следки и т. п., —то неудивительно, что приобреталось умение рисовать по-„античному". Вполне правдоподобен рассказ, помещенный в статье Коваленской о том, как Егоров нарисовал на стене человеческую фигуру, начав с пятки, чтобы убедить одного итальянского художника, усомнившегося в умении русских художников рисовать. Я могу еще к этому прибавить ходивший в мое время в Академии рассказ о том, что Брюллов рисовал без оригинала, на память, статую Лаокоона, начав с ноги. А я сам был свидетелем того, как один из выучеников „академического" времени, профессор Шрейбер, преподававший на архитектурном отделении рисование ордеров, проделывал такую штуку: он брал лист писчей бумаги и на каждом полулисте, конечно на соответствующем по высоте и ширине месте, от руки рисовал завиток ионической капители, затем лист складывался, и на свет оказывалось полное совпадение линий и завитков. Чтобы оценить этот кунштюк, надо знать, что эти завитки вычерчиваются и строятся по точному и математическому расчету. Вот как учили и учились рисовать в первой четверти XIX века в Петербурской Академии художеств. Конечно, красивые и изящные рисунки того времени не являются идеалом умения и идеалом рисунка реалистического, какими являются рисунки Микеланджело, Ван-Дейка, Гольбейна и многих других художников. Понимая под рисунком построение трехмерной формы на плоскости, современное искусство не может удовлетвориться рисунком Егоровых, Брюлловых и т. д. На что были бы похожи картины — „Взятие Перекопа", „Заседание Совнаркома" или „Реввоенсовет", если бы эти темы заказаны были Шебуеву, Лосенко и другим? Имея в виду задачи современного реалистического искусства, преподавать и изучать рисунок нельзя иначе, как только по строгим и точным законам натуры, а не по античному канону... В Академии художеств было учреждение — институт вольнослушателей. Учеником Высшего художественного училища мог быть зачислен только имеющий аттестат об окончании среднего учебного заведения, т. е. классической гимназии, реального училища и т. п., и выдержавший, конечно, вступительный экзамен по рисованию. Талантливых молодых людей без аттестата об окончании среднего учебного заведения зачисляли вольнослушателями с тем, чтобы они проходили весь курс наравне с учениками училища. Для получения диплома они должны были сдать экзамен экстерном по наукам за курс среднего учебного заведения. Очень одаренные вольнослушатели не сдавали этих экзаменов: им, как говорилось, „прощался недостаток образовательного ценза" и давался диплом. Так было, например, с Малявиным, не имевшим никакого образования. Он получил диплом за картину „Бабы", приобретенную впоследствии Венецианским национальным музеем. Судьба этого художника была необычной. Он был сыном причетника из очень глухого села, кажется, Симбирской губернии. Ни родители Малявина, ни он сам не подозревали о существовании художественных училищ. А влеченье к живописи у Малявина было громадное. Что же делать? В село попадали иконы,-"писанные в иконописной мастерской Ново-Афонского монастыря. Малявин решил ехать в Новый Афон. А так как попасть в монастырскую иконописную мастерскую можно было только постригшись в монахи, — Малявин решил идти в монахи. Он был принят послушником в иконописную монастырскую мастерскую. В этой мастерской и нашли его скульптор Беклемишев я художник Богданов-Вельский38. Они вывезли его из Афона в Петербург, и он был зачислен в Высшее художественное училище вольнослушателем, а жить поселился в казенной холостяцкой квартире Беклемишева. Художник Беклемишев в большой своей квартире поселил, кроме Малявина, еще двух учеников — братьев Богатыревых39, скульптора и живописца. Вся эта компания жила по-простецки и довольно серо. Малявин скоро попал в мастерскую И. Е. Репина, где работал и я. У Малявина были очень длинные, совершенно прямые и грубые волосы, которые он, кланяясь по-монашески, откидывал от лица. В мастерскую Репина изредка приезжали из петербургского Афонского подворья монахи. Малявин, оставив писать этюд с голой модели, бежал в прихожую куда его вызывали прибывшие проведать его монахи, и подходил под благословение. В Академии очень скоро Малявин приобрел умение рисовать. Здесь раскрылся его большой талант. Это был необыкновенно здоровый, трудоспособный человек, страстно преданный искусству и как-то от природы умевший разбираться, что и как надо делать. Помню, как он в мастерской на глазах у всех нас, его товарищей по мастерской, написал а La рrimа портрет К. Сомова в белом халате для живописи, сидящего на кушетке. Просто поразительно, как быстро, с каким сходством, с каким мастерством, в один сеанс, очень темпераментно был написан этот портрет. Малявин написал ряд портретов учеников и учениц училища, между прочим — И. Э. Грабаря и А. П. Остроумовой41. Неудивительно, что этот необычайно талантливый человек получил диплом, не имея общего образования... рукводимой мною мастерской был бедняк крестьянин по фамилии Иванюта42. Это был очень одаренный малый, делавший в мастерской большие успехи и много работавший. Я надеялся, что из него выйдет хороший художник. К несчастью, во время первой империалистической войны 1914 года он был взят в военное училище, а оттуда был выпущен на фронт офицером и там погиб. Командир полка, в котором он служил, прислал мне письмо с извещением о его гибели и характеризовал его как настоящего героя. Вот для таких, как Малявин, Иванюта и многих им подобных, этот институт вольнослушателей был необходим. В институте они получали художественное образование и развитие и могли стать художниками. В Академии уже давно существовала касса взаимопомощи учащихся. В списках ее бывших членов можно было найти и Репина, и Семирадского, и Сурикова, и Поленова, и других... По уставу председателем собраний этой кассы должен был быть кто-нибудь из профессоров, по выбору самих учеников. Когда я поступил в Академию, председательствовал профессор Вениг, а потом в „передвижной" Академии довольно долго был скульптор Беклемишев. У кассы была своя постоянная выставка при музее Академии, куда ставились на продажу и оригинальные произведения членов кассы и копии, сделанные ими с музейных картин. Произведения эти прежде всего поступали на комиссию. Делалось это так: нуждающийся в деньгах член кассы приносил в комиссию экспертов кассы (состоящую из учеников — членов кассы) свою работу. Эксперты оценивали ее, и если работа признавалась хорошей и ей назначалась цена, автору выдавалась ссуда под эту картину, а ссуда погашалась при продаже работы и разница выдавалась автору. С этой выставки работы продавались довольно хорошо, и бывали случаи, когда они приобретались П. М. Третьяковым. Кроме этой операции по выдаче ссуд и продаже работ, касса имела еще в стенах Академии свою лавку художественных принадлежностей: красок, кистей, бумаги, холста, мольбертов, фотографических принадлежностей, — все это было прекрасного качества и продавалось по очень дешевой цене, так как получалось от лучших фабрик из-за границы беспошлинно. Тут были и материалы Lefranc, Winsdor et Newton и др. Помещением касса пользовалась в стенах Академии бесплатно, процент прибыли накидывался минимальный. Поэтому, например, большой тюбик тонкотертых белил Mёwes стоил 11 копеек. Деньгами кассы ведал комитет, состоявший из председателя, секретаря, кассира и эксперта. Общее же ведение всех дел кассы было в руках собрания. На этих собраниях решались многие очень важные и не только кассовые вопросы, но и общие вопросы жизни учеников...44.
|
|
|
|