|
|
|
|
Н.Н.Ге Не то в 1894, не то в 1895 году во время пребывания в Петербурге Н. Н. Ге довольно большая группа учеников Академии собралась вечером, после вечернего рисования, в квартире общего нашего товарища А.Лушникова6 для беседы с Н.Н. Ге. Почему-то все это окружалось какой-то таинственностью, как будто совершалось что-то запрещенное, преследуемое. Правда, в то время и на частных квартирах большие сборища должны были происходить не иначе, как с ведома местной полиции, и за этим должны были следить дворники. Я не знаю, состоял ли Ге под надзором полиции (ведь он был известен как друг и последователь графа Л.Н. Толстого), но во всяком случае на квартиру к Лушникову надо было проходить поодиночке. А так как ход с улицы к его квартире был через какой-то тоннель в подвальном этаже, то таинственность от этого еще более возрастала. Собрались в довольно большой комнате человек 30—40. Конечно, сейчас же накурили. Сам Ге, тогда уже известный по портретам, с лысиной и седыми мелковьющимися волосами, был бедно и грязно одет в заношенный сюртук. Мы хотели услышать от него, большого, талантливого художника и мастера, о живописи, о задачах искусства. Но Ге, очевидно умевший и любивший говорить, больше рассказывал о времени своего учения в Академии. Говорил о том, что в то время, когда он учился, таких красок, как розовый краплак, кадмий, киноварь и др., еще не знали. Наиболее яркими красками были охра светлая и сурик. Рассказывал Ге, что когда произошел поворот от академизма к реализму, они, тогда еще молодые художники, чтобы доказать, что их этюды писались действительно с натуры, надавливали в свежую краску комаров. Ге был одним из первых крупных русских художников, увлекавшихся импрессионизмом. Он рассказал нам, как был однажды поражен, увидев, что освещенная солнцем соломенная крыша сарая сквозь ветви цветущей яблони казалась совершенно розовой. А вот посмотрел бы Ге этюд Сегантини, который мне удалось видеть много, много позже на одной из Мюнхенских выставок. Освещенная солнцем белая коза на фоне белой и также освещенной солнцем стены сквозь ветви цветущего белыми и розовыми цветами куста. Это была совершенно головоломная и фееричная штука... Этюд был выполнен в совершенно исключительной технике Сегантини, -какими-то червячками красок, наложенными на холст; причем каждый червячок, не больше спички толщиной, состоял еще из тонких волосков чистых и ярких красок. Как он достигал этого, господь его знает, но эффект получался поразительный.
|
|
|
|