ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ Д.Н.КАРДОВСКОГО О  П. П. ЧИСТЯКОВЕ

Предложение написать воспоминания мои о покойном П. П. Чистякове я с удо­вольствием исполню вследствие любви и уважения, которые я питаю к покойному и его памяти, вследствие... как бы это сказать, не любви и не уважения, а особенно глубокого, большего, нежели перед чем бы то ни было в жизни, преклонения перед искусством, которое умел зародить во мне, да, наверное, и не во мне одном, Павел Петрович. Он первый стал посылать нас в Эрмитаж, указывая нам высокое мастерство и искусство, которое мы должны были найти, понять и оценить у того или иного мастера. Мы, рядовые ученики, еще далеко не художники, постигая простые учебные вещи, лепку, форму, цветовые задачи, все время глядели дальше этого, все вре­мя предчувствовали искусство и стремились к чему-то идеально высокому. Всякий нос, кисть руки, череп на фоне старой черной книги — все это не только материал для изучения, но и путь к идеальному и... недостижимому. А так как рядом с этим все изучаемое должно быть изучаемо строжайшим и добросовестнейшим образом, несмотря ни на какие жертвы и лишения, то и получилось какое-то доведенное до предела преклонение перед любимым делом. Все, кроме любимого дела и искусства, настолько было недостойно какого бы то ни было внимания, что и в мастерской, в одном из нижних коридоров Академии, где преподавал Павел Петрович, было неуютно, не было никаких удобств, никакого комфорта. Разница между отношением к делу и удобствами работы была колоссальная: первое — должно быть доведено до совершенства, последнее — совсем неважно.

Обыкновенно мы рисовали так называемым итальянским карандашом. Эти ка­рандаши в дереве часто ломаются и, когда их чинят, очень пачкают руки. В мага­зинах Крих на Невском проспекте появились такие же карандаши, но без дерева, а в виде коротких, круглых палочек, вставляющихся в завинчивающиеся зажимы на ручках так, как до этого вставлялись такие же, но графитные карандаши. Эти карандаши были, конечно, удобнее. Павел Петрович сейчас же окрестил их „барскими". Требования к качеству работы были очень строгие. Переделывалось, пере­правлялось до тех пор, пока не достигалась задача. Учителем Павел Петрович был не только умным и тонким, но еще строгим и требовательным.

Я не был в числе учеников Павла Петровича, которых он выделял, и указания­ми его пользовался меньший срок, чем многие из моих товарищей по мастерской. Тем не менее, когда, проучившись и прожив несколько лет за границей, я приехал в Петербург и позвал к себе Павла Петровича, чтобы показать ему, что я делал там, Павел Петровович пришел ко мне и поразил меня своим отзывом о моем за­граничном руководителе54. Он назвал его „бессребреником", отметив этим то, что он отдавал ученикам своим все свои знания, в противоположность тем, которые боя­лись найти в своих учениках будущих конкурентов. А сам Павел Петрович был тоже бессребреник, но не только в этом, только что указанном смысле, но и в бук­вальном, потому что за эти занятия в его частной мастерской он не брал ни с кого ни копейки и, несмотря на это, занимался с нами добросовестным образом.

Все, кто работал в его мастерской, выходившей двумя окнами на Соловьев сад, помнят, как и я, и эту мастерскую, и тот дух высокой любви к искусству и своему делу, серьезнейшее и строжайшее отношение к работе, и любовь и уважение к своему руководителю, доходящие до поклонения.

Павел Петрович умел быть авторитетом для всех, кто начинал учиться у него. Приходилось на первых же порах его занятий убеждаться, как мало каждый знает и как много ему надо узнать. Задачи, которые ставились, вернее открывались, Павлом Петровичем, были столь велики, что, сколько бы ни работать, все будет 'мало, все будет недостаточно сравнительно с тем, что надо. В основу учения живописца ставился рисунок; в рисунке требовалась пластическая форма, твердость ее конструк­ции и точность пропорций.Умение работать отношениями требовалось особенно настойчиво, и это как в живописи, так и в рисунке.

К сожалению, я своевременно не записывал то, что говорил Павел Петрович, и поэтому теперь, на расстоянии стольких лет, не решусь восстанавливать на па­мять что-либо, тем более, что все, что говорил Павел Петрович, облекалось у него в совершенно своеобразную форму. Павел Петрович был не только умный, это был мудрый человек. Его лапидарные умозаключения и выводы иногда бывали не сразу понятны. Он сам, разумеется, предварительно прошел целый путь, прежде чем сделать какой-либо вывод, да еще облеченный в совершенно оригинальную, образ­ную, свойственную только ему форму, давая многим поверхностным людям основа­ние вышучивать и превращать в анекдот, его афоризмы.

 Мы все, товарищи по работе у Павла Петровича, знали, что один из нас, покой­ный Д. А. Щербиновский, ведет запись всего, что мы слышали от Павла Петровича. К сожалению, насколько я знаю, после кончины Щербиновского среди его вещей никаких подобного рода записей не оказалось.

Здесь, между прочим, укажу, что, как подлинно живой человек, в самые серь­езные и важные моменты Павел Петрович никогда не был чужд шутки. Это, я уве­рен, подтвердят все, знавшие Павла Петровича. Помню, например, случай: один из учеников, писавший масляными красками этюд, заслуживший неодобрение Пав­ла Петровича, начал сваливать вину на неудачное место, доставшееся ему. Сосед его по работе, тоже писавший красками этюд, заметил вслух, что не место красит человека, и т. д. Тогда Павел Петрович обернулся к последнему и сказал: „Ну, и красьте".

 Следующие мои воспоминания о Павле Петровиче относятся ко времени, когда после отказа И. Е. Репина от преподавания в Высшем художественном училище преподавать в репинскую мастерскую был приглашен Павел Петрович. Надо было видеть, с каким интересом, любовью и преданностью принялся он за эти занятия. Он покупал некоторые краски, чтобы отнести в мастерскую и показать ученикам, предполагая, вероятно, что они им неизвестны или недоступны; несмотря на его лета, тогда уже преклонные, он легко поднимался выше „конкурентских" мастерских по трудной и темной лестнице в репинскую мастерскую п там вел свои полные инте­реса и увлекательности занятия с молодежью.

Еще помню Павла Петровича, когда несколько раз утром ехал с ним вместе из Царского Села в Петроград. Я встречал его, обыкновенно с восторгом любующе­гося чем-нибудь очень живописным, каким-либо куском пейзажа, по-утреннему освещенному. Павел Петрович сейчас же заводил речь о том, чем он любовался, и поражал своим юношеским восторгом. Еще позднее, когда он писал свой автопортрет, помню, он очень занят был формой уха, которое ему надо было сделать на этом портрете. И вот везде: и на вокзале, поджидая поезд, и в вагоне во время переезда в Петроград, он не пропускал, кажется, ни одного человека без того, чтобы не осмотреть его уши, причем отмечал, как редко встречаются хорошо поставленные уши.

Вот все, что могу рассказать сейчас о Павле Петровиче.

 

 

ГЛАВНАЯ

 

Hosted by uCoz