ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

МОИ СОВЕТЫ ЮНЫМ ХУДОЖНИКАМ*


 Пишу эту заметку для журнала „Юный художник" с желанием помочь всем молодым людям, любящим рисование и живопись и приступающим к самостоятельному изучению этих искусств.

Прежде всего укажу, что большинство таких молодых людей начинают либо с копирования, либо с простого подражания технике или манере какого-нибудь любимого мастера. Ни тот, ни другой путь для обучения не годится. Как бы ни было полно художественных достоинств копируемое произведение, оно не будет учить передавать собственные художественные замыслы, а приучит только подражать искусственным и подчас неосознанным приемам. Если же копируют не с подлинных оригиналов, а с разных репродукций, извращающих часто оригинал, то от таких копий получается прямо вред, а не польза. Также и подражание технике и манере какого-нибудь, хотя бы и большого мастера не годится, потому что художественные достоинства мастера кроются не в самой живописной манере его, а в художественной сути его работы.

Главным и настоящим учителем нашим является только натура.

Начинать учиться нашему делу надо только по натуре. В конце учебного пути, когда уже приобретен опыт и знание, уяснено, в чем суть рисунка и живописи, можно копировать и изучать произведения больших мастеров и учиться у них понимать, как, пользуясь приобретенным на изучении натуры опытом, они прокладывали свой творческий путь.

Такое знакомство с высокими образцами развивает вкус и учит, как от простого изучения законов натуры и ее реальной передачи перейти к творческому изображению ее. Здесь я хочу сказать еще вот о чем. Очень нередки случаи, когда начинающие рисовать копируют прием и технику какого-нибудь мастера только потому, что этот прием нравится, что он красив и что поэтому им нужно овладеть. Это ошибка. Думать о красоте самого исполнения не следует. Совершенство исполнения приходит само собой в результате многих упражнений, как и во всех других ремеслах. А забота о красоте исполнения, о ловкости приводит только к пустому виртуозничанью, к ловкачеству, а не к умению.

Итак, основным источником нашего художественного познавания является натура. Само собой разумеется, надо начинать упражнением в рисунке, потому что живопись должна создаваться на рисунке, а пока нет достаточного умения в рисунке, живопись, не основанная на нем, будет не мастерским изобразительным искусством, а беспорядочным набором красочных пятен."

С чего же следует рисовать? Моделью для рисования может быть все, что мы видим, что имеет трехмерную форму: так называемый натюрморт (мертвая натура) -например, предметы домашнего обихода (посуда, всевозможные вещи), сельскохозяйственные предметы и орудия, овощи, фрукты, скелет, череп, человеческая голова и фигура, пейзаж, отдельные деревья, постройки, животные и т. д. и т. п. Конечно, начинать надо с более простых предметов, приближающихся по форме к геометрическим, например ведро, садовая лейка, посуда, коробки, круглые и четырехугольные, мебель, скамьи, табуреты. Потом можно переходить к более сложным по форме предметам, как, например, кости скелета, череп, сучок дерева и т. д., все усложняющимся по форме и расположению в пространстве.

Прежде чем начинать рисовать самый предмет или предметы, надо его или их в общих чертах нанести на лист бумаги, с тем чтобы на листе не только расположились и уместились рисуемые предметы, но уместились хорошо и равномерно по отношению к краям листа.

Метод рисования: от общего к частному, с тем чтобы в конце опять вернуться к общему. Что это значит? Допустим, что рисуют дерево, сухую яблоню без листьев, но с извилистыми, капризно расположенными суковатыми ветвями и стволом. Прежде чем рисовать отдельные сучки и ветви, надо сделать общий абрис всего дерева, как будто оно и в натуре своими наиболее выдающимися и в ширину и в вышину точками вставлено в некоторого рода многоугольный абрис, затем в этом многоугольном контуре расположить крупные детали — ствол, наиболее толстые ветви; затем следующие детали — ветви, сучки, вплоть до самых мелких, строя цилиндрическую форму всех этих вещей, расположенных вертикально или горизонтально, в плоскости рисунка или в перспективном сокращении под углом к этой плоскости. Когда все это будет нанесено на бумагу, надо опять вернуться к общему и просмотреть, так ли разместились все части по отношению к общему и друг к другу. Таким путем ничто не будет рисовано в отдельности, а все только в сравнении и в отношении одного к другому. Этим будет исполнено следующее основное правило: что рисовать следует все сравнениями и отношениями, а не отдельно каждую часть и каждый предмет, один предмет в отношении к другому, вышину предмета к его ширине. Все эти сравнения делают на глаз. Когда весь рисунок намечен, а тем более, если светотенью нанесена лепка формы, тогда можно проверить рисунок меркой. Затем наносят светотень, помня, что контур изображаемого есть только технический прием отграничения предмета или одной части от другой, а в пластической сущности контур есть край поверхности, закругляющийся или уходящий в пространство, и так как рисунок есть построение пластической формы на плоскости, то и в контуре надо видеть и строить поверхности, так или иначе ограничивающие предмет. Поэтому, рисуя поверхности светотенью, всегда надо особенно внимательно наблюдать и передавать светотень около контура.

Надо раз навсегда запомнить, что рисунок и живопись имеют дело не с пятнами светотени и цвета, а с различной силой света и цвета, расположенной по поверхности формы. Надо с самого начала рисования приучить себя видеть в изображаемых предметах их форму, ее и строить на плоскости. Также и живописный цвет располагать надо по поверхности формы.

Я сказал, что суть рисунка есть построение пластической формы на плоскости. Поэтому в первую голову и надо делать рисунок как форму, как пластику. Другие цели рисунка: передача характера рисуемого, пропорции соотношений светотени, тон как выдержанность силы света или тени для поверхностей, помещенных в одинаковых условиях света и тени, — разрабатываются во вторую очередь. Все это должно быть строжайшим образом штудируемо и проверяемо.

Добавлю, что надо быть беспощадно строгим и требовательным к себе в работе, не давать себе никакой потачки, хотя бы это было и скучно и трудно. Не удалось один раз, удастся в другой. А в нашем деле бесконечное количество упражнений есть один из залогов успеха. Многие великие мастера живописи не пропускали ни одного дня без упражнения в рисунке. Существовал афоризм: „Ни одного дня без рисунка".

Я позволил себе на страницах журнала „Юный художник" поделиться некоторыми мыслями относительно упражнений в рисунке, сознавая всю трудность моей задачи, потому что в обучении искусству важно не столько рассказывать о том, как нужно работать, сколько показать практически на натуре, на модели. Но, во всяком случае, о рисунке еще можно вести с вами беседу и не видя натуры, какую вы рисуете.
Значительно труднее давать заочные советы по живописи. Поэтому я ограничусь в настоящей статье только одним советом: упражняйтесь, упражняйтесь и упражняйтесь, не щадя своих сил и времени, и помните, что живопись есть цвет в тоне.

Наконец, что касается материала, чем рисовать, — могу советовать палочки угля и самый обыкновенный графитный карандаш.

Вот несколько мыслей и советов, какие я могу дать в пределах этой короткой журнальной заметки. В заключении еще раз скажу, что, рисуя что бы то ни было, надо всегда рисовать „все", т. е. с самого начала, рисуя, положим, голову у фигуры, надо думать об отношении ее к корпусу, к конечностям: рисуя высоту стула, надо думать о его размере по отношению к ширине, и т. д.
Желаю всем прочитавшим эту заметку воспользоваться изложенными в ней указаниями с успехом и на пользу.

 

*Журнал „Юный художник", М.—Л., 1939, № 8—9.


 

 

ГЛАВНАЯ

 

Hosted by uCoz