ГЛАВНАЯ

 

 

 

К МОЛОДЕЖИ*

Я -, прошел долгий жизненный путь и хотел бы поделиться с молодежью некоторыми моими наблюдениями по вопросам обучения и воспитания будущих художников.

Я всегда в моей художественно-педагогической работе, а также и в оценке отдельных художников отделял вопрос умения, мастерства от вопроса искусства; вопросы обучения мастерству от воспитания будущих художников, от развития их художественно-творческой силы.
Это так естественно потому, что во всяком искусстве есть две стороны: умение, ремесло и творчество. Мастерству, технике может быть обучен каждый, если только школа поставлена и работает на правильных основаниях. Однако далеко не всякий человек является тем материалом, из которого может быть воспитан будущий художник.

Не случайно из многолюдной мастерской Рубенса вышло очень много мастеров, но Ван-Дейк оказался единственным подлинным художником. В иконописной мастерской Андрониева монастыря, наверное, было много десятков иконописцев, обучавшихся иконописному делу, а Рублев до нас дошел только один.

И у нас, в Академии художеств, всегда считалось, что цель Академии вполне достигнута, если из сотни ее учеников будет выпущено 1-2 художника за год.

Точно так же нужно отделять мастерство от творчества и в оценке отдельных художников, в их личной характеристике. И Рембрандт мастер, и Тициан, и Веласкес, и Гирландайо, и Курбэ, но гениальный тон только у одного Рембрандта, исключительная живопись отмечается только у Тициана, необычайный и монументальный цвет - у Гирландайо, непревзойденное умение соединять цвет с тоном и лепкой - у Веласкеса и т. д. А мастера они все, у них у всех прекрасное владение формой.

Несмотря на то что воспитание и развитие художественно-творческих сил дается не всякому, тем не менее, я считаю, что это воспитание должно непременно вестись со всем наличным составом учащихся. Никогда нельзя угадать, какой момент и какой случай послужит толчком к творческому развитию молодого ищущего человека, когда пойдет интенсивное развитие образов, может быть, значительных и характерных для его творческой работы. Художественное развитие и художественное воспитание должны обязательно идти рядом с приобретением знаний и умения.

Таким образом, при обучении будущих художников надо обратить внимание на эти две одновременно проводимые работы: во-первых, на школу, которая дает умение, а во-вторых, на воспитание художника, на развитие творческих сил ученика в связи с его творческими склонностями.

Школы дадут мастеров в нужном количестве. Для людей же, особо одаренных, с особым горением, школа явится как бы оправой для драгоценного камня. Каждый камень в художественно обработанной оправе горит еще более ярко, но и стекло горит в хорошо сделанной оправе, хотя оно не делается от этого драгоценным камнем.

Соединяя и разъединяя таким образом обучение грамоте и мастерству с воспитанием художественного чувства, -я и вел своих учеников. Грамотой, умением должны овладеть все. Так я всегда старался делать, налегая на то, чтобы ученики на основании изучения законов природы приобретали искусство владеть формой, тоном и цветом. Я сам прошел школу, в которой в основу всей художественной работы было положено умение владеть формой, что для живописца значит владеть рисунком. Рисунок есть прежде всего построение пластической формы на плоскости.

Я позволю себе привести несколько автобиографических сведений, которые покажут, как я пришел к своим выводам и что именно я проводил в работе с моими учениками.

Я был принят вместе с другими моими товарищами в число учеников петербургской (тогда) Академии художеств накануне ее коренной реформы. От старой Академии из подлинных столпов академизма остался на нашем живописном отделении один только проф. Шамшин, который был уже не преподавателем, а только ректором. Такие же профессора, как Виллевальде, Верещагин, Вениг и др., уже не были доподлинными проводниками академизма, - наоборот, в числе этих профессоров был покойный П. П. Чистяков, который авторитетно твердил нам, его ученикам: "Чем ближе к натуре - тем лучше, а как точь-в-точь - так нехорошо1', признавал "колера" Веронезе и Тициана. Таким образом, влияния академизма на нас было мало - мы шли по натуре.

В 1894 году Академия художеств была реформирована и была создана так называемая "передвижная" Академия - все ее члены и наше новое руководство были членами Товарищества передвижных выставок. Тут были Репин, В. Маковский, Шишкин, К. Лебедев, Кившенко, а после - Ковалевский и др. Таким образом, в системе преподавания окончательно утвердилось реалистическое направление, и наибольшим успехом - и официально и по существу - пользовались те мастерские, где дело велось на основе штудирования рисунка и изучения натуры.

Я попал в мастерскую к И. Е. Репину. Он в первое время профессорства очень увлекался своей педагогической ролью, писал вместе с нами с модели и, конечно, писал, как всегда, мастерски. Мы учились, глядя на его работу. Говорить и ввести в систему свое преподавание он не умел, а показать ему действительно было что.

У Репина в мастерской уж, конечно, все велось на основе изучения пластической формы. В этой мастерской я пробыл два года и в 1896 году поехал по совету Репина за границу и очутился в Мюнхене в школе проф. Ашбэ с его пресловутым принципом шара. Тут уже, тем более, все дело велось на принципе формы. Таким образом, лично воспитанный на основах изучения пластической формы, как она постигается по законам естества, наблюдая и изучая совершенство формы у подлинных мастеров XVII, XVIII и XIX столетий, я не мог не положить в основу преподавания изучение законов построения пластической формы.

Работа над рисунком, разумеется, не сводится только к построению формы. Чтобы овладеть мастерством рисунка, необходимы упражнения в изучении и передаче пропорций, в изучении и передаче характера и проч.

Я позволю себе еще раз обратиться к вопросу, почему я отделяю задачи обучения мастерству от задач воспитания художника. Потому, что в школе мы должны изучать природу, реальный мир и его законы. Еще Микеланджело говорил, что единственным источником наших художественных восприятий является природа. Тот, o кто изучает самостоятельно природу, тот есть сын природы, а тот, кто изучает ее через другого художника, тот внук природы. Это правильно.

В основе школьного изучения природы в нашем деле лежит изучение того, что и для меня и для другого обязательно и что мы можем друг другу доказать. Если для меня свет справа, а тень слева, то и другой видит, что это так расположено, и об этом не может быть спора. А в искусстве, зная законы природы, художник увидит в окружающей его жизни и поймет художественным своим чутьем то, что никому не было до него открыто, и даст возможность другим понять и увидеть то, что он открыл. Когда все это увидишь выполненным, может быть, скажешь, как это бывает при гениальных вещах: как все это просто и хорошо, и как я этого не видел?! Однако ученику нужно сперва понять вещи арифметически простые. Понять же то, что составляет, так сказать, область высшей математики, можно только после того, как усвоишь эти арифметически простые вещи. Это непременное условие, которое я кладу в основу моей системы образования и воспитания художника.

Изучение способов построения формы на плоскости и есть для нас, живописцев, наша арифметика, и обучающемуся живописи в первую голову надо научиться умению владеть рисунком.

Что же касается нашего художественного воспитания в Академии художеств, то в этом нам очень многое давали беседы П. П. Чистякова по поводу отдельных мастеров, общие, можно сказать, философские беседы его по поводу искусства, посылки нас в Эрмитаж: сходите к такому-то художнику - к Тициану, Веласкесу и т. д., покритикуйте его. "Покритикуйте" - значило, разберитесь, в чем его художественно творческая сила. За границей же, помимо чисто школьной работы, нашему художественному развитию помогали посещение многочисленных выставок, знакомство с работами французских мастеров XIX века и т.д.

Вот эти три области - упражнение в создании эскизов и их обсуждение, посещение выставок и музеев и занятия по истории искусства - помогают уяснению, а иногда и зарождению у художника образа, который может явиться зародышем будущей работы художника на всю жизнь.

Упражнение в эскизах я считаю важным еще и потому, что это развивает способность работать "от себя", но только, - еще раз повторяю, - на основании упражнений с натуры и по законам реализма.

По этому поводу очень хорошо говорит Дюрер: "Внимательно изучай природу" руководствуйся ею и не отклоняйся от нее, не воображай, что ты сам собою достигнешь лучшего; это была бы иллюзия. Искусство кроется в природе; кто сумеет извлечь его оттуда, тот будет обладать им. Никто не может изобразить красивую фигуру руководствуясь своей фантазией, если его память не наполнена множеством воспоминаний ".
А знаменитый скульптор Роден завещал молодым художникам: "Все великие мастера любили природу и никогда не лгали. Традиция сама дает вам ключ, с помощью которого вы избегаете манерности. Она учит вас беспрестанно воскрешать природу и запрещает слепо подчиняться влиянию какого-либо мастера..

Все прекрасно в глазах художника, ибо в любом существе, в каждой вещи его проницательный взор открывает характер, т. е. ту внутреннюю правду, которая лучится сквозь форму. Эта правда и есть сама красота.

Изучая природу, будьте честны и строги. Таким путем вы наверное найдете красоту, ибо встретитесь с правдой. Вы, ваятели, изощряйте ваше чутье пространственной глубиной. Наш дух с трудом осваивается с этим понятием - ему ясны только поверхности. Нам трудно мыслить формы в их материальной плотности. Но именно в этом заключается наша задача...

Вы, живописцы, наблюдайте природу в ее пространственной протяженности. Все великие живописцы стремятся к глубинности. В познании пространства их сила. Нет линий, есть одни массы, - подумайте над этим. Рисуя, не заботьтесь о контуре, а только о полноте и телесности. Корпусность определяет контур.

Упражняйтесь без устали. Вы должны раствориться в работе."

Я очень бы хотел, чтобы эти гениальные мысли крепко вошли в сознание каждого молодого художника.

И еще я хотел бы сказать в заключение: не отрывайтесь от современности, умейте чувствовать биение пульса нашей сегодняшней жизни!

*Пособие по рисованию" (под общей редакцией проф. Д. Н. Кардовского, проф. В. Н. Яковлева и доц. К. Н. Корнилова). Гостройиздат, М.-Л., 1938. Гл. II. Д. Н. Кардовский. О принципах и методах обучения рисованию.

 

 

 

ГЛАВНАЯ

 

Hosted by uCoz