ГЛАВНАЯ

 

 

 

МНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ В ВЫСШЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ                             УЧИЛИЩЕ ДЕКОРАТИВНОЙ МАСТЕРСКОЙ (6 мая 1908 г.)

 

В старину ремесленная сторона искусства, техника дела, передавалась обыкновенно от учителя-мастера его ученикам вместе с чисто художественными традициями. И вот со стен музеев на нас смотрят многосотлетние холсты, скрывая вместе с божественной прелестью своих художественных достоинств и тайну их технических совершенств. 

Вопросы технического умения почти не поднимаются в нашей школе искусства. В настоящее время богатство и совершенство материалов, которые могут быть применены в дело художниками, шагнули сравнительно со стариной значительно вперед, а технические знания самих художников — назад.

Утрачены и совсем неизвестны большинству художников некоторые роды живописи. Художники находятся в зависимости от фабрикантов художественных материалов, которые, конечно, больше заинтересованы в изготовлении „товара", нежели действительно художественного материала, и даже пресловутые масляные краски, которыми уже несколько лет с таким постоянством работает подавляющее большинство художников, даже эти краски, — как мало они известны художникам и сколько затруднений представляют они им! Правда, за последнее время некоторые отдельные художники обратили внимание на этот важный недостаток в их деле и начали рабо­тать над техникой искусства. Но, прежде всего, нужно счастливое стечение условий, чтобы одному лицу достигнуть чего бы то ни было в этой сложной и требующей под­готовки области. Кроме того, добытое одним остается только его личным достоянием.

Но мне кажется, совершенно излишне много говорить по этому поводу. Убеждать кого-нибудь в том, что художники утратили знание техники живописи и что это зна­ние им так необходимо, — это ломиться в открытую дверь. Поэтому я всеми силами приветствую открытие курса техники живописи в Высшем художественном училище, с устройством опытной лаборатории. Открыв такой курс, Высшее художественное учи­лище оказалось бы как раз на высоте своей задачи и удовлетворило бы очень насущ­ную потребность изучающих искусство.

Я желал бы только, чтобы в случае открытия таких лабораторий и курса ими могли пользоваться не только учащиеся в училище, но и все художники...

В курс техники живописи я бы считал необходимым внести историческое ознакомление с техникой старых мастеров, т. е. не только микроскопическое и химическое исследование ее, но и изучение способов и приемов их техники, насколько последние могут быть восстановлены на основании историко-литературных данных.

В заключение: важно было бы, чтобы все дело изучения и преподавания техники живописи поручено было художнику. Необходимо, чтобы человек, взявшийся за это дело, мог применить свои знания на опыте, и опыт этот должен быть не только химическим или физическим, но и живописным. Тогда только станет ясным, насколько научно подходящее станет подходящим и в искусстве. Сделать же это мог бы, разумеется, только художник. Если же невозможно окажется поручить это дело художнику, то все же должны быть приглашены хоть те же ученики Высшего художественного училища для производства живописи тем или иным способом, но непременно живопи­си, а не только химико-физических опытов.


 

 

ГЛАВНАЯ

 

Hosted by uCoz