|
|
|
|
ПРОЕКТ ИСПЫТАНИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
По § 4 поступающие в Высшее художественное
училище подвергаются общему (для всех отделов) испытанию по рисованию и, кроме
того, испытанию по специальностям, т. е. по отделам в живописи, скульптуре (и
архитектуре), по программе, выработанной Советом Высшего художественного
училища. Организация общего для всех отделов
испытания... не требует, мне кажется, каких-нибудь изменений в существовавшем до
сих пор порядке... Что касается испытания (по
специальности), то для испытания по живописи и скульптуре, кроме выполнения
этюдов, предложить испытуемым сделать эскизы, с целью выяснения их способности и
развития в творчестве. То и другое может быть организовано следующим
образом. Для исполнения этюдов должны быть в
помещении училища поставлены голые или полуголые — одна модель на 25—30
экзаменующихся — мужские фигуры, для живописцев, по возможности,— с
какими-нибудь живописными аксессуарами, вроде цветных материй, натюрморта и т.
п. на срок 10—12 трехчасовых сеансов при дневном свете. Холст, краски и тому
подобные материалы живописцы должны иметь свои. Мольберты могут быть
предоставлены самим училищем... Что касается исполнения эскизов, то
в этом отношении, мне кажется, должны быть приняты следующие основания и
соображения. Способность компоновать эскизы, как свидетельство склонности и
дарования к картинному творчеству, несомненно является тем признаком, который
желательно иметь у будущих учеников Высшего художественного училища, тех
учеников, из которых училище должно будет воспитывать будущих
мастеров-художников. Кроме того, способность работать без модели „от себя"— это
тоже тот признак, который очень ценен для этих будущих мастеров. И то и другое
и проявится при компоновании испытуемыми эскизов. Но не надо забывать, что среди
истинных и подлинных мастеров нередки случаи ... [когда] они идут в своих
истинно художественных творческих работах только от непосредственного
впечатления от натуры и, даже более, нередки подлинные художники, которые ничего
не в состоянии сделать „от себя". Таким образом, не только слабая
подготовленность к составлению эскизов, но даже неспособность к этому, еще не
есть признак того, что из такого-то лица не может выйти мастера-художника. Ввиду
этого, нельзя настаивать на категорическом и безусловном значении эскизов для
экзаменующихся, а потому эскизы должны рассматриваться непременно в связи с
этюдами с натуры. Следующее положение состоит в том, что
тема для эскиза должна даваться самая общая. Единственное и, по-моему,
необходимое ограничение, которое должно быть предъявлено при задании эскиза, —
это размер, вернее, пропорция размера, или форма рамы его. Это условие может
свидетельствовать о подготовленности экзаменующихся в рисовании вообще и, кроме
того, еще острее характеризовать склонность их к творчеству.
Способ выполнения эскиза, т. е. в
красках, в один цвет, в рисунке, в рельефе или круглой фигуре и т. д.,
должен
быть предоставлен свободному выбору испытуемых. Наряду с эскизами на заданную
тему могут быть допущены и эскизы на свою тему, но непременно параллельно с
эскизами на данную тему. Размеры рисунков и этюдов, по-моему,
должны быть назначены, так как умение разместить фигуру в пределах
свидетельствует об известной подготовленности... Для исполнения эскиза экзаменующимся
предоставляется одно из помещений училища, в котором они и должны исполнять
эскиз в течение 5—6 часов. Размеры рисунков и этюдов, по-моему,
должны быть назначены, так как умение разместить фигуру в пределах
свидетельствует об известной подготовленности... |
|
|
|