ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

Д.Н.КАРДОВСКИЙ. ПРОЕКТ ИСПЫТАНИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

 

Я имел честь быть выбранным в комиссию, работа которой доложена Совету. Изменения, выработанные комиссией, — временные, на случай открытия училища до осуществления обещанной .реформы общего государственного управления. Зна­чит, это только то наиболее необходимое, что теперь же должно быть введено как временная поправка устава нашего Высшего художественного училища. Но зна­чит, что есть и другие, более широкие нужды, которые откладываются до осуществле­ния общей государственной реформы, как откладываются до этого момента и другие законодательные работы. Дай бог, чтобы те изменения устава, которые выработала комиссия, принесли хоть временно желаемую пользу нашему общему делу, но ведь весьма возможно, что этим временным изменениям не удастся, может быть, пока­зать себя на деле, как ввиду, так сказать, неожиданности событий современной жизни, так и потому, что до сих пор мы не имеем каких-либо достаточно осязательных при­чин надеяться на возможность действительно начать занятия. Кроме того, я считаю, что нельзя ограничиться намеченными изменениями, потому что: 1) вполне плодотворное проведение в жизнь выработанных принципов возможно только при дальнейшем и более широком изменении и других частей устава и 2) что главное изменение должно коснуться чисто педагогической системы нашей школы. Может быть, Совет согласится, что выработать необходимые изменения устава Высшей художественной школы и ее отношений к Академии было бы теперь вполне своевременно, и тогда я, со своей стороны, предложил бы Собранию в кратких словах основные начала этой реформы, как понимаю их я. Мне кажется это вполне своевременным, потому что и здесь, в Совете, приходилось слышать замечания на эту тему и потому что кругом в публике и, главное, среди групп художников и отдельных лиц раздаются голоса о том, что нужно что-нибудь сделать, чтобы помочь делу нашего художественного образования. Я думаю, что было бы вполне естественно, чтобы заявления и программа необходимых реформ в этом деле пошли именно от людей, близко стоящих к нему, знающих и любящих его, а не по указанию каких-либо посторонних делу лиц тогда, когда время будет пропущено и могут быть сделаны упреки в недеятельности.

Считаю нужным предупредить, что все, что я здесь буду говорить о реформе пе­дагогической части, касается только живописного, может быть, граверного и скульп­турного отделений, но ни в каком случае не архитектурного.

 

Преподавание в Высшем художественном училище я понимаю в виде системы отдельных мастерских, которые поддерживаются и покровительствуются правительством в лице Академии художеств. Я допускаю, что высшее художественное училище может быть не только в Петербурге, но и в Москве или Киеве, смотря по необходимости, и все эти совершенно самостоятельные высшие художественные училища объе­диняются, поддерживаются и контролируются Академией художеств. Высшие художественные училища должны явиться высшей ступенью в деле художественного образования по отношению к низшим рисовально-учебным заведениям. Эти последние могут быть общего характера и специально технические. В первых, т. е. училищах общего характера, система преподавания рисования оканчивается работами с гипсовых фигур, первоначальным рисованием с натуры, живописью и рисованием е мертвой натуры с той целью, чтобы ученик такой школы не растерялся перед моделью как в рисунке, так и в живописи. Преподавание рисования ведется наравне с научным, общеобразовательным курсом.

Вторые учебные заведения технические или прикладного искусства, конечно кроме общего систематического преподавания рисования, имеют свои технические и иные цели, сообразно с которыми и варьируются их программы. Но рисование и жи­вопись должны быть поставлены как классные занятия, а не как имеющие целью раз­витие специально живописцев, что является задачей собственно высшей художествен­ной школы.

Каждая из мастерских Высшего художественного училища с ограниченным числом учеников ведется одним преподавателем, который в своей мастерской вполне независим и с педагогической стороны и со стороны установления внешнего порядка, например — порядок и сохранение казенного имущества в мастерской находятся на ответственности преподавателя и выборного старосты из учеников.

Ученики, принятые в Высшее художественное училище, имеют право свободного выбора преподавателя и свободного перехода из мастерской одного преподавателя к другому, но и преподаватель имеет право отчислить ученика из своей мастерской. Для контроля тех и других случаев передвижения учеников преподаватель заявляет о них Совету Высшего художественного училища, так же как он заявляет и об окан­чивающих учениках.

Из достаточно подготовленных учеников, по предложению их преподавателя, составляется кадр конкурирующих на посылку на казенный счет за границу или на приз. Им предоставляются мастерские, пособия и т. д., их конкурсные работы выста­вляются на ежегодных выставках. Пребывание учеников в Высшем художественном училище должно быть ограничено сроком.

Ежегодно для осмотра и контроля работы учеников через особую комиссию от Академии художеств устраивается отчетная выставка работ мастерских: летних и вообще самостоятельных работ учеников и их эскизов. Выставка эта, до осмотра ака­демической комиссией, осматривается Советом Высшего художественного училища и его заключения докладываются Академии.

Лекции по анатомии, истории искусств, перспективе и технике различного рода живописи не обязательны и читаются в часы, когда нет занятий в мастерских.

Принимаются в Высшее художественное училище лица мужского и женского пола не моложе 16—17 лет по экзамену, одинаково как для окончивших низшие ри­совальные школы, так и для лиц, имеющих диплом общеобразовательного учебного заведения. Приемный экзамен производится секциями Совета или особыми комиссия­ми Совета, для этой цели выбираемыми из членов Совета.

Все принятые по экзамену, как сказано, сами выбирают себе преподавателя, но последний имеет право свободно выбирать основания, по которым он находит воз­можным согласиться принять ученика к себе в мастерскую (эскизы, школьные работы и т. п.). При этом согласие профессора на прием ученика в мастерскую может быть дано и до общего экзамена. В случае, если по экзамену этот ученик не будет принят, он может быть зачислен вольнослушателем, так как преподаватель без вреда и сте­снения для учеников имеет право принимать в свою мастерскую всех посторонних лиц вольнослушателями по своему усмотрению и на свою ответственность. Положение о вольнослушателях и их отношениях к ученикам должно быть определено инструкция­ми Совета.

Мастерские декоративного искусства, монументальной живописи, религиозного искусства, медальерная и другие специального рода, если бы в них была надобность, должны быть наподобие теперешнего мозаического отделения при Академии художеств.

Преподаватели пейзажных мастерских должны выезжать со своими учениками на летние или весенние этюды, смотря по погоде и возможностям работать на воздухе.

Окончившим Высшее художественное училище выдаются по их желанию Сове­том свидетельства, но эти свидетельства никаких прав и привилегий не дают.Однако осуществление этого положения возможно только вместе с изменением на деле сословных, исповедных и др. условий теперешнего строя.

Теперь перехожу к вопросу управления Высшего художественного училища и его отношения к Академии художеств. Вопрос этот самый трудный и туманный уже по одному тому, что совершенно неизвестно, во что выльется теперешняя Академия художеств в будущем и будет ли она существовать. Поэтому я считаю, что лучше всего условиться, что под именем Академии художеств должно быть понимаемо учреждение, долженствующее в будущем ведать жизнью и развитием искусства в России вообще и высших художественных учреждений, в частности. По отношению к Высшему художественному училищу Академия художеств должна быть органом, контролирующим деятельность Совета Высшего художественного училища, с одной стороны, и способ­ствующим развитию училища — с другой. Для этих целей, т. е. для целей контроля и заботы о развитии Высшего художественного училища, при Академии существует комиссия, состоящая исключительно из художников (архитекторов, живописцев, скульпторов), получивших известность в области активно творческой художественной деятельности или показавших себя успешно как преподаватели пластических ис­кусств, и определенного количества выбранных Советом его членов. Число членов этой комиссии, срок, на который они собираются, их полномочия, внутренний распорядок их деятельности, способ приглашения и избрания и т. д. — все это относится к Академии и определяется ее уставом.

Контроль Совета Высшего художественного училища по существу его деятель­ности, т. е. педагогической стороны ее, производится раз в год на отчетных выстав­ках через вышеназванную комиссию.

Контроль же всех внешних дел Совета принадлежит Академии художеств вместе с названной комиссией согласно уставу Академии. На основании этого устава Академия рассматривает и утверждает бюджет Высшего художественного училища, следит за законностью деятельности Совета, рассматривает и утверждает отчеты Совета для представления в общегосударственные учреждения и т. д. (в частности, во­прос о помещении, музеях, библиотеке теперешней Академиии художеств.

Совет Высшего художественного училища с ректором его ведает вполне автоном­но педагогической, административной и хозяйственной частью училища. Совет составляют все преподаватели пластических искусств и научных предметов. Ректор выбирается Советом из числа его членов-художников на 3 года. Совет делится на две секции по делам художественным (живопись, скульптура, гравюра и т. д.) и архитек­турную. Для хозяйственных дел — хозяйственный комитет, действующий по инструк­ции и в пределах бюджета Высшего художественного училища. Секции имеют своих старшин и самостоятельны в своих областях, но составляют лишь части общего Совета. При ректоре — секретарь по ученическим делам. Деятельность Совета секций хозяйственного комитета и секретаря определяется инструкциями Совета.

Преподаватели пластических искусств выбираются комиссией Академии худо­жеств из художников, имеющих известность в области художественно-творческой или художественно-педагогической (по преподаванию пластических искусств), на 5 лет и утверждаются Академией художеств.

Сфера внутреннего распорядка ученической жизни, вопросы товарищеских от­ношений, взаимопомощи, распределения стипендий и пособий, товарищеский суд и т. п. должны быть предоставлены совсем или [неразборчиво] по возможности самим учащимся на основании инструкций и правил, выработанных Советом вместе со ста­ростами мастерских.

В заключение не могу не пожелать создания такого положения, чтобы институт, стоящий над Советом Высшего художественного училища, мог быть, по крайней мере в лице этой вышеупомянутой комиссии художников, институтом, жизненно обновляю­щимся, с живым участием в нем всех выдающихся художественных сил, и прошу Со­вет принять весь этот мой проект только как результат желания по мере моих сил помочь общему делу.

РЕФОРМА САМОЙ АКАДЕМИИ

Мне представляется фактически безразличным — будет ли во главе искусства Министерство Двора, Министерство народного просвещения, Министерство искусств, Академия художеств и т. д. Если это учреждение будет состоять из бессрочно назначенных почетных титулованных чиновников и художников — это кладбище с громкими, на лучший конец достойными всякого уважения именами на памятни­ках, но все же кладбище. Чем поднять жизнедеятельность Академии? Мне кажется, скорее всего, выкинув разных титулованных особ, выбирать в Академию специалистов по теории, истории искусств и технике, а главным образом из художников — членов художественных обществ в возрасте не старше 50 лет. Академия обязана ежегодным отчетом в своей денежной и академической деятельности народному представительству...

 

 

 

ГЛАВНАЯ

 

Hosted by uCoz