ГЛАВНАЯ

 

 

 

ЗАПИСКА Д. Н. КАРДОВСКОГО СОВЕТУ  ПРОФЕССОРОВ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА  И СОБРАНИЮ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.

Мнение по поводу „Записки" Я. Ф. Ционглинского.

 Ноябрь 1906 года.

 

Система очередных дежурств, по-видимому, и не имелась в виду временным уста­вом Академии художеств 1893 г. §40 и 41 этого устава говорят: §40: „Число учащихся в натурном классе не должно превышать 30 человек, а в случае потребности устраиваются параллельные отделения... §41: Каждое отделение поручается одному профессору — руководителю. Система и порядок преподавания в натурном классе и его параллельных отделениях устанавливаются Художественным Советом Академии..."

... На деле же свелось к очередным дежурствам, когда ученики несколько раз в году попадают от одного преподавателя к другому, а преподаватели, начав заниматься с одними учениками, должны после короткого и вовсе недостаточного для проведе­ния системы срока, бросать их, чтобы встретиться в новое дежурство с другими уче­никами. Кроме того, что такое положение вещей уничтожает ответственность, естественную при единоличном ведении класса, оно еще противоречит принципу школы как системы, при которой ученики, известные преподавателю, ведутся им по известной его системе, применительно к индивидуальным особенностям учеников, особенностям, хорошо знакомым их преподавателю. 

  Можно быть против системы одного какого-нибудь преподавателя, но нельзя согласиться с тем, что один преподаватель може.т дополнить другого.

Эти дополнения предполагают преподавание не как систему, а как манеру, как индивидуальную художественную особенность того или иного преподавателя, масте­ра. Чем ярче выражены эти индивидуальные особенности у самого мастера, тем силь­нее сказываются они и на учениках. Но это недостаток, а не достоинство школы как системы, и из-за этого недостатка не следует поддерживать порядок, уничтожающий самую возможность системы.

Если допустить в пределах одной системы у одних и тех же учеников несколько преподавателей одного и того же предмета, надо предположить между последними та­кое согласие в принципах руководительства, которое на практике трудно встретить. На практике же получается, что ученики меняют одного преподавателя на другого, подчиняются бессистемно то тем, то другим требованиям, а не системе, и преподава­тели не имеют возможности систематически руководить известными им учениками.


 

 

ГЛАВНАЯ

 

Hosted by uCoz