ГЛАВНАЯ

 

 

 

ЗАПИСИ ХУДОЖНИКА К. П. ЧЕМКО СО СЛОВ ПРОФЕССОРА КАРДОВСКОГО

Линия в природе не существует. К линии мы прибегаем как к техническому приему — она служит нам условным приемом ограничения формы. Дюрер рисует штрихами, но у него линия всегда бежит по форме, огибает и подчеркивает ее. То же можно сказать и об Энгре.

 В начале рисунка (особенно для начинающих учеников) нужно стремиться скорее разбить всю фигуру на плоскости, получающие прямые лучи света и не получающие их, обрубить форму. Пока не постигнете большую форму — никогда не стремитесь вырисовывать мелкие детали. До тех пор, пока нет формы, искание пропорций и характера не важно.

 При рисовании фигуры я бы рекомендовал в первые пять минут не обращать внимания на подробности, делать самое главное: первое свое впечатление, полученное от натуры — движение, пропорции, конструктивную связь и характер.

 В период вашей ученической работы не думайте о том, что вы создаете, а думайте о том, что вы делаете.
Старайтесь в натуре видеть не пятно, а форму, потому что пятно есть результат формы в свету.
Блик не решает тона. Блик — это блеск света на изломе формы (на изломе входящих и выходящих углов).

 Если нужно выдержать в тоне — нужно разнообразить одними и теми же красками, только брать их то серее, то цветистее. Пример: Серов — „Девушка под деревом", Рембрандт — „Старушка" (в Эрмитаже) и „Блудный сын".

 Чтобы правильно взять пропорции, сразу же покрывайте одним тоном все плоскости, не получающие прямых лучей света, как это делают архитекторы в своих проектах.
В живописи часто преобладает над всеми задачами цвет, но никаким цветом вы не достигнете света, пока не выдержите все в тоне.

 В эскизе самое ценное — это выраженность художественно-пластической цели: 1) цвета, 2) света (тон), 3) расположения фигур, пятен и т. п...

 Этюды являются памятной книжкой художника и средством и натуре найти закон.
В нашем деле (школьном) все должно строиться на основании естества. Но в искусстве можно сказать: чем лучше соврешь, тем ближе к истине будешь. Если вы будете в Риме и заглянете в Ватикан — присмотритесь к античным статуям; это такое великолепие — в них вы узнаете и природу и в то же время ее там и нет.
Почаще ходите в музеи — учитесь у старых мастеров, но не подражайте им, а постигайте принципы их работы.

 Чем вы будете искреннее и сердечнее относиться к своей работе, тем у вас будет больше достижений.
В живописи чувство прежде всего. Обращайте внимание на то, чтобы не впадать в дешевизну и дешевые эффекты. На произведения, которые художник сидел и выдумывал, как бы сделать вещь ни на что не похожую, смотреть тяжело. Только то, что было в вашем чувстве, и должно быть выражено. Всякая манерность ничего не стоит. Чтобы не впасть в манерность и шаблон, нужно больше пользоваться природой — идти от нее. Искусство не в том, чтобы приближаться к правде природы, а в том, чтобы исходить из ее правды.

 

 

 

ГЛАВНАЯ

 

Hosted by uCoz